Важной составной частью электрооборудования автомобиля является аккумуляторная батарея. Аккумулятор обеспечивает запуск двигателя, а также поставку электроэнергии ко всем приборам бортовой сети. Его главная функция – накапливание электрической энергии и отдача ее потребителям в любой момент.
Как устроена батарея
Рассмотрим устройство классической аккумуляторной батареи:
В состав батареи на 12 вольт входят шесть отдельных аккумуляторов, соединенных последовательно между собой. Корпус самого аккумулятора изготовлен из полипропилена и разделен перегородками на шесть одинаковых ячеек. В этих ячейках и располагаются отдельные батареи. В каждом аккумуляторе имеются блоки положительных и отрицательных электродов.
Между разнополярными электродами стоят сепараторы из диэлектрического материала. Выводы полюсов, перемычки между элементами, а также баретки, соединяющие электроды изготовлены из сплавов на основе свинца.Выводы полюсов выполнены с разным диаметром. При этом вывод положительного полюса во всех случаях толще, чем у отрицательного. Это помогает избежать ошибок, когда батарея подключается к сети. На дне корпуса имеются выступы для креплений. Верхняя часть аккумулятора закрыта крышкой.
Мини-аккумуляторы, входящие в состав всей батареи, соединены между собой последовательно, с помощью перемычек. Такое соединение обеспечивает необходимое напряжение на клеммах батареи. Положительный вывод одного мини-аккумулятора соединен с отрицательным выводом следующего, и далее – таким же образом. В батарею заливается электролит, представляющий собой смесь в определенной пропорции серной кислоты и воды. Аккумулятор, при полной зарядке, содержит в электролите 38% серной кислоты, а остальная часть – это дистиллированная вода. Содержащиеся в электролите ионы, обеспечивают движение тока между электродами. При заливке электролита происходит заполнение свободных объемов в ячейках и проникновение его в активные поры сепараторов и электродов.
Зарядка аккумулятора
Представляет собой превращение электрической энергии в химическую, и ее дальнейшее накопление. При зарядке батареи от генератора, вода и сульфат свинца, полученные от разрядки, превращаются в двуокись свинца, свинец и серную кислоту. Таким путем накапливается химическая энергия, используемая затем, для выработки электроэнергии. Во время зарядки наблюдается повышение плотности электролита.
При разряде, наоборот, происходит преобразование химической энергии в электрическую. Происходит распад серной кислоты и ее доля в электролите уменьшается, а доля воды увеличивается. Соответственно, падает и общая плотность электролита.